Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов согласно
п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции», является одной из основных мер по профилактике коррупции.
Статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
(далее - Федерального закона об антикоррупционной экспертизе) право на ее
проведение помимо государственных и муниципальных органов предоставлено также
институтам гражданского общества и гражданам за счет собственных средств
(независимая антикоррупционная экспертиза).
Порядок проведения такой экспертизы урегулирован в Правилах, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г . № 96, согласно
которым она проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными
Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов. В
целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной
экспертизы проектов нормативных правовых актов государственных органов и
организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный
характер, государственные органы и организации -разработчики проектов нормативных
правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления
указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу государственных органов
и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети
Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам
независимой антикоррупционной экспертизы.
Тем же постановлением утверждена и Методика проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в
которой перечислены основные коррупциогенные факторы, наличие которых создает
условия проявлениям коррупции.
Согласно частям 2 и 3 статьи 5 Федерального закона об антикоррупционной экспертизе, в заключении по ее результатам должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Указанное заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. За исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов, по результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ.В 2011г. прокуратурой Чекмагушевского района были направлены заявления в суд о признании бездействия органов местного самоуправления в части непровдения антикоррупционной экспертизы. Все требования прокуратуры районы были удовлетворены.
Прокурор района
советник юстиции А.А. Гайзетдинов