Часто граждане,
сталкиваясь с фактами преступлений, правонарушений, а также иных происшествий
не знают куда им обратиться. Что делать, если им отказывают в приеме заявления
в органах внутренних дел.
На эти и другие
вопросы дает разъяснение помощник прокурора Чекмагушевского района Галиев Р.Р.
Чем
регламентированы Процедура приема, регистрации и разрешения сообщений о
преступлениях в органах внутренних дел?
Процедура приема,
регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел
регламентируется уголовно – процессуальным законодательством, а также приказами
Министра внутренних дел России и Министра внутренних дел Республики
Башкортостан.
Какая информация
должна быть размещена на стендах районных отделений органов внутренних дел?
В помещениях
административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав
заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях
на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из
положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о
происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес
места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные
с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях, номер телефона
доверия.
Как подразделяются
сообщения?
Сообщения,
заявления о происшествиях, поступающие от граждан в органы внутренних дел, могут
быть подразделены на сообщение о преступлении и сообщения о происшествии и
правонарушении. К сообщениям о преступлениях относятся:
- заявление о
преступлении - заявление потерпевшего или его законного представителя по
уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении,
подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении.
Данные документы должны быть составлены в соответствии с требованиями уголовно
– процессуального законодательства, в том числе осуществлено предупреждение
заявителя об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный
донос;
- сообщение о
происшествии и правонарушении –сообщения и письменные заявления о событиях,
угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных
случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных
происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных
бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных
признаков преступления или административного правонарушения.
Ограничивается ли
время приема сообщений?
В органах
внутренних дел, отделах (отделениях), поступающие
от граждан сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени
совершения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы
представления, принимаются круглосуточно сотрудниками дежурных частей органов
внутренних дел.
Кроме сотрудников
дежурной части сообщения о происшествиях обязаны принимать начальники ОВД (УВД)
и их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители во
время личного приема граждан. Вне органов внутренних дел сообщения о
происшествиях обязаны принимать все сотрудники ОВД (УВД). Сотрудник, принявший
сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время
получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию,
инициалы, должность и заверяет своей подписью. Полученные сотрудником сообщения
о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи
в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Отказ в принятии
сообщения (заявления) о происшествии должностным лицом органа внутренних дел, а
также не регистрация сообщений недопустимы и влекут за собой дисциплинарную
ответственность и, в случаях установленных законом, уголовную.
Отказ в приеме
заявления о преступлении либо происшествии может быть обжалован в органы
прокуратуры либо в суд. Право подачи такого заявления в органы прокуратуры не
ограничено формальными требованиями.
Сообщения о
происшествиях могут поступать в органы внутренних дел лично от заявителя,
нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего
пользования (Интернет), факсимильным и иным видом связи.
Сообщение о
происшествии, поступившее в орган внутренних дел, должно быть незамедлительно
зарегистрировано в дежурной части в Книге учета сообщений о происшествиях
(далее КУСП), при этом на сообщении (заявление, протокол устного заявления,
рапорте о получении сообщения по телефону «02», по телефону доверия, Интернет –
сообщений, сообщений, полученных по почте или факсимильной связью)
проставляется штамп о регистрации, куда вносится дата регистрации сообщения,
наименование органа внутренних дел, фамилия лица, принявшего заявление и его
подпись.
При получении
письменного заявления либо при составлении протокола принятия устного заявления
сотрудник дежурной части регистрирует заявление в Книге учета сообщений о
происшествиях, одновременно оформляет талон – уведомление и выдает его
заявителю. Дежурный ставит свою подпись, как в талоне – уведомлении, так и в
талоне – корешке. Заявитель расписывается за получение талона – уведомления на
талоне – корешке, проставляет дату и время его получения.
Как организуется
проверка по поступившим сообщениям? Какие меры принимаются незамедлительно?
По сообщениям о
происшествиях, принятых в круглосуточном режиме дежурной частью, требующих
незамедлительного реагирования, проверка организовывается сотрудниками дежурных частей, по иным
сообщениям – начальником органа внутренних дел. Им же определяется должностное
лицо, уполномоченное на проверку и принятие решения по поступившему сообщению.
Должностное лицо,
правомочное либо уполномоченное проводить проверку по сообщению о преступлении,
с учетом содержащихся в нем сведений, требующих неотложного реагирования,
обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:
1. по
предотвращению и пресечению преступления;
2. по обнаружению
признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также
доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.
3. по проведению
розыскных и оперативно – розыскных мероприятий по установлению и задержанию с
поличным или по «горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или
совершивших преступление.
Какие установлены
сроки проведения проверки по сообщениям о преступлении?
Сроки проведения
проверок по сообщениям о преступлениях регламентированы ст. 144 УПК и
составляют 3 суток, в связи с необходимостью проведения значительного числа
проверочных мероприятий срок может быть продлен до 10 суток. В случае
необходимости производства по сообщениям о преступлениях документальных
ревизий, проверок, исследований документов, предметов, трупов указанный срок
может быть продлен до 30 суток. Срок исчисляется с момента его регистрации в
КУСП.
Какие решения
принимаются по результатам проведенных проверок?
По результатам
рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь,
руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении
уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в
возбуждении уголовного дела;
3) о передаче
сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего
Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с
частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
О принятом решении
должно быть сообщено заявителю и разъяснен порядок его обжалования.
Куда обращаться
гражданину в случае незаконных действий сотрудников органов внутренних дел?
Любое незаконное
действие сотрудника органа внутренних дел по приему сообщения о преступлении
его регистрации, проверке и принятии решения может быть обжаловано
заинтересованным лицом в органы прокуратуры либо в суд.
Ришат Галиев , помощник прокурора
Чекмагушевского района
|